Как длительная жизнь в космосе влияет на архитектуру мозга
Вторник, 26 Июль 2022 06:09

Как длительная жизнь в космосе влияет на архитектуру мозга

Медики исследовали 12 космонавтов, длительно пребывавших на борту МКС. Долгосрочное проживание в космосе заметно изменило взаимодействия нервных клеток в белом веществе мозга – к такому выводу пришли ученые. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Frontiers in Neural Circuits.

Белое вещество – это комплекс нервных структур, по которым осуществляется передача электрических и химических импульсов. Отвечает за связь между серым веществом, где осуществляется обработка информации, и телом, а также между различными областями серого вещества. Проще говоря, белое вещество – это канал связи мозга, располагающийся между корой и глубокими структурами.

О том, почему происходит «перепрограммирование» мозга космонавтов рассказал Андрей Дорошин – один из авторов исследования и научный сотрудник Университета Дрекселя (США): «По всей видимости, эти изменения связаны с тем, что космонавтам приходится быстро адаптироваться к передвижению в невесомости. В результате меняется структура связей между нервными клетками мозга».

Среди коллег по исследованию Дорошина специалисты Института медико-биологических проблем РАН и НИУ ВШЭ. Они изучили, как длительная жизнь в космосе влияет на архитектуру мозга и взаимодействия между его отдельными регионами и нервными клетками. Для отслеживания этих изменений ученые исследовали мозг космонавтов с помощью магнитно-резонансного томографа за несколько дней до полета на станцию, сразу после возвращения на Землю и через семь месяцев после посадки.

Данные обрабатывались при помощи специальных алгоритмов, которые позволяют отследить связи между разными регионами белого вещества мозга, опираясь на характер движения молекул воды внутри них. Существенные изменения были зафиксированы в характере взаимодействий нейронов в полосатом теле мозга, в мозжечке, а также в белом веществе, расположенном между фронтальной и височной корой.

Примечательно, что даже спустя 7 месяцев после посадки изменения частично сохранились. По мнению ученых, это может свидетельствовать о том, что изменения возникли в ходе адаптации мозга к жизни в космосе.

Дальнейшие исследования мозга космонавтов помогут ученым установить причины изменений в характере связей между клетками мозга. Это в свою очередь позволит медикам разработать стратегии для восстановления нормальной работы мозга, если перемены будут признаны опасными для здоровья космонавтов.

Источник: Научная Россия